Этапы речевого развития глухих детей с кохлеарным имплантом.
В последние годы кохлеарная имплантация как эффективный метод слухоречевой реабилитации глухих детей активно развивается в России. Демонстрацией стремительного распространения КИ является статистика операций в Санкт-Петербургском НИИ уха, горла, носа, где они проводятся с 1997г. При этом 90% имплантаций проводятся за счет средств здравоохранения.
Огромное значение в распространении КИ имеет разработка методов послеоперационной педагогической слухоречевой реабилитации пациентов с КИ.
Большинство пациентов с КИ являются ранооглохшими и нуждаются в многолетней реабилитации. Она предполагает:
-наличие речевой среды,
-регулярные занятия с сурдопедагогом и логопедом,
-обучение родителей развитию у ребенка слуха и речи в ежедневных ситуациях общения.
Нередко ребенок живет далеко от учреждений, в которых работают сурдопедагоги. В то же время в детских садах для детей с нарушениями слуха среди неговорящих детей с КИ не получает необходимой ему речевой среды. Поэтому ребенку с КИ, также как и нормальнослышащему ребенку необходимо много времени чтобы накопить в памяти информацию о словах и грамматической системе языка.
Особенностью реабилитации ребенка с КИ является то, что у него создаются условия для спонтанного развития понимания речи не только на занятиях с сурдопедагогом, но и, прежде всего, в течение всего дня, во время общения с окружающими.
Родители являются главными учителями по развитию речи у ребенка.
Даже самый талантливый педагог, занимаясь с ребенком несколько раз в неделю по 20-40мин. в день, не способен научить ребенка говорить и понимать родную речь также как это делает нормальнослышащий ребенок.
Главная задача сурдопедагога - научить родителей развивать у ребенка понимание речи и использование речи для общения не во время специальных занятий, а при выполнении обычных дел.
4 «мозговых» составляющих, необходимые для того, чтобы ребенок слышал, понимал речь, говорил и использовал ее для общения.
· слуховые центры мозга ребенка должны уметь анализировать речь, как звуковые сигналы. То есть мозг должен уметь обнаруживать, различать и опознавать разные речевые сигналы- фонемы, слоги, слова, фразы. Кроме того в его памяти должны храниться слуховые образы этих сигналов.
· Ребенок должен владеть системой родного языка, т.е. он должен знать и хранить в памяти различную лингвистическую информацию- значение множества слов, их звуковой состав .
· У ребенка должны быть сформированы механизмы порождения и образования устной речи.
· Ребенок должен овладеть правилами использования речи для общения.
У маленьких детей для развития речи необходимо также развитие навыков общения и мышления:
· Ребенок должен научиться общаться с окружающими, используя неречевые средства (он должен стараться смотреть на лицо и глаза взрослого человека, соблюдать очередность при общении, подражать действиям взрослого).
· Он должен понимать назначение предметов, их свойства, действия, устанавливать связь между разными предметами, событиями, действиями, действовать с предметами.
Чтобы научить ребенка всему этому требуется много времени, поэтому реабилитация детей длительный и сложный процесс.
Этапы речевой реабилитации
ранооглохших детей с КИ.
Общим для всех детей с КИ является то, что все они после подключения и настройки процессора с КИ имеют потенциальную возможность слышать самые тихие звуки, различать все звуки речи, в том числе и высокочастотные.
В первый период после имплантации развитие слухового восприятия является у них ведущим направлением коррекционной работы. Наша цель- развить у ребенка с КИ восприятие и различение неречевых и речевых звуков. Возможности ребенка анализировать неречевые и речевые звуки должны приблизиться к возможностям ребенка с нормальным слухом в возрасте 2-х лет. Благодаря этому ребенок должен учиться узнавать окружающие звуки, узнавать и запоминать на слух часто используемые слова и фразы.
В реабилитации ранооглохших детей после КИ следует выделить 4 этапа:
· Начальный этап развития слухового слухоречевого восприятия с КИ. Длительность-3-12 недель.
· Основной период развития. Длительность -6-18 месяцев.
· языковой этап развития восприятия речи и собственной речи. Длительность - 5 лет и более.
· Этап развития понимания связной речи и сложных текстов.
Первый этап почти исключительно связан с развитием слухового восприятия с КИ. Второй этап связан с развитием слухоречевого восприятия наряду с развитием системы родного языка и устной речи.
Выделение специфических этапов развития слуха, восприятия речи и устной речи с КИ важно не только для понимания закономерностей их речевого развития. Это также позволяет ставить конкретные задачи и цели на каждом этапе развития, выбирать методику работы, прогнозировать у ребенка формирование определенных слуховых и речевых навыков, корректировать методику реабилитации при отсутствии ожидаемого результата.